Курбановский, Алексей Алексеевич (доктор философских наук).
    Ориентализм: народность как "экзотика" [] / А. А. Курбановский // Искусствознание. - 2011. - № 1/2. - С. 79-115. - Библиогр.: с. 109-115 (116 назв.). - Государственная библиотека Югры. - code, iszn. - year, 2011. - no, 1/2. - ss, 79. - ad, 1. - d, 2011, , 0, y. - RUMARS-iszn11_no1/2_ss79_ad1
УДК
ББК 85.141
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История живописи--Россия, 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
американские философы -- антропология -- визуальность -- русская живопись -- славянофильская историософия -- этнография
Аннотация: После усвоения русской образованной элитой европейских «модусов мышления» в отечественной культуре можно выделить определенное интеллектуальное течение, рассматривающее собственный народ и его культуру как экзотический материал. Основываясь на некоторых методологических принципах, разработанных Э. Саидом в известной книге «Ориентализм», в статье делается попытка проследить развитие трактовки «народной темы» в русской живописи XIX столетия. В качестве интеллектуального фона рассматриваются аспекты славянофильской историософии, теория «официальной народности», развитие национальной этнографии и антропологии во второй половине XIX века. Предложены интерпретации ряда памятников отечественной живописи, более тесно увязывающие их с культурным фоном эпохи, а понятие «ориентализм в живописи» трактуется как специфический «визуальный режим».


Доп.точки доступа:
Саид, Э. В. (американский философ ; 1935-2003)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)



    Курбановский, Алексей Алексеевич (доктор философских наук).
    Ориентализм: народность как "экзотика" [] / А. А. Курбановский // Искусствознание. - 2011. - № 1/2. - С. 79-115. - Библиогр.: с. 109-115 (116 назв.). - Государственная библиотека Югры. - code, iszn. - year, 2011. - no, 1/2. - ss, 79. - ad, 1. - d, 2011, , 0, y. - RUMARS-iszn11_no1/2_ss79_ad1
УДК
ББК 85.141
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История живописи--Россия, 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
американские философы -- антропология -- визуальность -- русская живопись -- славянофильская историософия -- этнография
Аннотация: После усвоения русской образованной элитой европейских «модусов мышления» в отечественной культуре можно выделить определенное интеллектуальное течение, рассматривающее собственный народ и его культуру как экзотический материал. Основываясь на некоторых методологических принципах, разработанных Э. Саидом в известной книге «Ориентализм», в статье делается попытка проследить развитие трактовки «народной темы» в русской живописи XIX столетия. В качестве интеллектуального фона рассматриваются аспекты славянофильской историософии, теория «официальной народности», развитие национальной этнографии и антропологии во второй половине XIX века. Предложены интерпретации ряда памятников отечественной живописи, более тесно увязывающие их с культурным фоном эпохи, а понятие «ориентализм в живописи» трактуется как специфический «визуальный режим».


Доп.точки доступа:
Саид, Э. В. (американский философ ; 1935-2003)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)



    Чудецкая, Анна Юрьевна.
    Некоторые аспекты изучения творческого наследия Владимира Вейсберга [] : психологические предпосылки и живописная реализация / А. Ю. Чудецкая // Искусствознание. - 2011. - № 3/4. - С. 457-472 : 5 ил. - Библиогр.: с. 471-472 (29 назв.). - Государственная библиотека Югры. - code, iszn. - year, 2011. - no, 3/4. - ss, 457. - ad, 1. - d, 2011, , 0, y. - RUMARS-iszn11_no3/4_ss457_ad1
УДК
ББК 85.141
Рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
   История живописи--Россия, 20 в.

Кл.слова (ненормированные):
белое на белом -- живописцы -- колористическое восприятие -- русская живопись -- русские художники -- саморефлексия -- станковые формы -- теории колоризма -- экзистенциальная психология
Аннотация: Данная статья является результатом многолетнего изучения обстоятельств жизни и творчества художника Владимира Григорьевича Вейсберга (1924-1985). В статье рассматривается эволюция художника, становление его живописной системы «белое на белом» параллельно с его теоретическими изысканиями, а также выявляются способы соотношения его творчества с действительностью. Цель исследования - рассмотрение собственной позиции художника по отношению к своему творчеству, отраженной в текстах, рабочих дневниках художника и в его высказываниях, дошедших до нас в записях его учеников. Одной из психологических особенностей Вейсберга была его склонность к самонаблюдению: одаренный особым талантом к феноменологическому видению, Вейсберг выявил определенные закономерности творческого процесса. Результатом многолетней саморефлексии стал текст «Об адаптации», в котором художник предлагает различать в процессе работы живописца три этапа (фазы), характеризующиеся различными ощущениями и содержанием.


Доп.точки доступа:
Вейсберг, В. Г. (1924-1985)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)