Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Ухналев, Андрей Евгеньевич
Заглавие : Метаморфозы "петровского барокко" : судьба "больших" стилей в архитектуре первоначального Петербурга
Серия: Архитектура в контексте культуры
Место публикации : Искусствознание. - 2011. - № 1/2. - С.228-247 (Шифр iszn/2011/1/2)
Примечания : Библиогр.: с. 245-247 (35 назв.). - Государственная библиотека Югрыcode, isznyear, 2011no, 1/2ss, 228ad, 1d, 2011, , 0, yRUMARS-iszn11_no1/2_ss228_ad1
УДК : 94(470+571)"17/1917" + 72(091)
ББК : 63.3(2)5 + 85.113
Предметные рубрики: История
Россия в XVIII в. - 1917 г., 18 в.
Изобразительное искусство и архитектура
История архитектуры --Россия --Санкт-Петербург, 18 в.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): барокко--зодчие--классицизм--русская архитектура--стили архитектуры--формообразование
Аннотация: На примере ряда построек и проектов зодчих-иностранцев, работавших в Санкт-Петербурге в петровское время, показана специфика стилистики петербургской архитектуры как целостного художественного феномена. Прагматизм Петра и невыраженность эстетических предпочтений заказчиков дали равную свободу для различных национальных вариаций «больших» европейских стилей. Вместе с тем яркие и характерные проявления стиля нивелировались петербургской ситуацией, «лицо» архитектуры оказалось усредненным. Проблемы стиля как определяющей для архитектуры характеристики тогда не существовало ни для зодчих, ни для общества. Заменой этой категории являлась «манера». Манера - понятие, основанное не на внутренних формообразовательных стимулах, а на внешних аллюзиях с признанными образцами. В архитектурном творчестве главными началами были следование манере, затем - моде и, наконец, - внутреннему творческому импульсу, обусловленному личным характером художника.

Доп.точки доступа:
Петр I (император российский ; 1672-1725)